|
Бас-гитара
| |
formeleins | Дата: Суббота, 29.11.2008, 20:12 | Сообщение # 1 |
Модератор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 4100
Статус: Offline
| Бас-гитара (басовая гитара) — струнно-щипковый музыкальный инструмент, разновидность гитары, предназначенная для игры в басовом диапазоне. Применяется во многих музыкальных стилях и жанрах в качестве аккомпанирующего и реже — сольного инструмента. Со времени своего появления в середине XX века стала одним из наиболее распространенных басовых инструментов, особенно в популярной музыке. Партия бас-гитары в музыкальном произведении называется басовая партия или басовая линия, а исполнитель на бас-гитаре — бас-гитарист или басист. Информация с сайта: http://ru.wikipedia.org/wiki....0%D0%B0
|
|
| |
formeleins | Дата: Суббота, 29.11.2008, 20:13 | Сообщение # 2 |
Модератор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 4100
Статус: Offline
| История бас-гитары До изобретения бас-гитары, в качестве основного басового инструмента выступал контрабас — самый крупный акустический инструмент из семейства скрипок. Этот инструмент наряду с достоинствами обладал также рядом характерных недостатков, затруднявших его широкое применение в ансамблях популярной музыки начала XX века. К недостаткам контрабаса относят крупные размеры, большую массу, вертикальное напольное конструктивное исполнение, отсутствие ладовых порожков на грифе, а также сравнительно небольшой уровень громкости. Возрастающая в 20-х — 30-х гг XX века популярность джазовой музыки, распространение автомобильного транспорта, увеличивающего мобильность ансамблей, а также появление технологии электронного усиления звука породили потребность в басовом инструменте, лишенном недостаков контрабаса. В указанный период времени многие фирмы, производящие музыкальные инструменты, начали эксперименты по созданию такого инструмента, которые, однако, не увенчались коммерческим успехом. Среди изобретений того времени заслуживают упоминания бас-мандолина Гибсон Мандо-бас (Gibson Style J Mando bass), производимая фирмой «Gibson» с 1912 по 1930 годы [1], а также инструмент американского музыканта и предпринимателя Пола Тутмарка Электронный бас Аудиовокс № 736 (Audiovox #736 Electronic Bass), созданный им в 1936 году и содержащий многие черты современной бас-гитары, например, сплошной деревянный корпус, горизонтальное расположение грифа и ладовые порожки.[2] В 1951 году американский изобретатель и предприниматель Лео Фендер, основатель фирмы «Фендер», выпустил бас-гитару «Пресижн» (Fender Precision Bass), разработанную им на основе его электрогитары «Телекастер». Инструмент получил признание и быстро завоевал популярность. Идеи, заложенные в его конструкции стали фактическим стандартом для производителей бас-гитар, а выражение «бас фендер» на долгое время стало синонимом для бас-гитары вообще. Позже, в 1960 году, Фендер выпустил еще одну, усовершенствованную модель бас-гитары — «Джаз бас» (Fender Jazz Bass), популярность которой не уступает «Пресижн».[3] Некоторое время фирма «Фендер» доминировала на рынке бас-гитар, пока конкурирующие фирмы разрабатывали и выпускали свои варианты. Один из ранних вариантов бас-гитары — выпущенная в 1955 году немецкой фирмой Höfner полуакустическая бас-гитара 500/1 (Höfner 500/1), имеющая форму скрипки. Позднее эта модель стала широко известной благодаря тому что ее избрал в качестве основного инструмента Пол Маккартни, бас-гитарист группы «Битлз». В 1950-х годах свои модели бас-гитар выпустили многие производители музыкальных инструментов, включая фирму «Гибсон», выпустившую басовые версии своих электрогитар «СГ» и «Лес Пол». С 60-х годов XX века с появлением рок-музыки, бас-гитара становится все более распространенным инструментом. Возникают новые разновидности — появляются акустическая бас-гитара и безладовая, увеличивается число струн, появляются гитары со встроенной активной электроникой, сдвоенными и строенными струнами и без головки грифа. Развивается также и техника игры на бас-гитаре — от гитары заимствуется тэппинг, подтяжка, появляются также специфические басовые техники, такие как слэп и игра флажолетами. Информация с сайта: http://ru.wikipedia.org/wiki....0%D0%B0
|
|
| |
formeleins | Дата: Суббота, 29.11.2008, 20:13 | Сообщение # 3 |
Модератор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 4100
Статус: Offline
| Особенности Основная область применения бас-гитары — современная популярная и джазовая музыка, в классической музыке бас-гитара используется реже обычной шестиструнной гитары. Роль бас-гитары в ансамбле также отличается от роли обычной гитары — бас-гитара чаще используется для аккомпанемента и ритмической поддержки, чем в качестве солирующего инструмента. Стандартная настройкаЗвучит бас-гитара на октаву ниже обычной, и настраивается по квартам (то есть каждая следующая открытая струна звучит на кварту ниже предыдущей), таким образом стандартная настройка бас-гитары совпадает с настройкой четырех басовых струн обычной гитары, только на октаву ниже. Диапазон обычной четырёхструнной бас-гитары составляет почти три октавы — от Ми контроктавы до Ре первой октавы. Низкочастотные звуки из диапазона бас-гитары плохо звучат вместе, что обуславливает мелодический характер басовых партий. Гармонические гитарные приемы, такие как игра аккордами, интервалами, арпеджио и т. п. редко применяются при игре на бас-гитаре. В отличие от остальных разновидностей гитар бас-гитара имеет следующие конструктивные особенности, обусловленные необходимостью получить более низкий диапазон звучания: Большие размеры Увеличенная мензура (864 мм против 650 мм у классической гитары) Более толстые струны Уменьшеное число струн (наиболее распространены 4-струнные бас-гитары) Исторически бас-гитара впервые появилась как электрогитара и только затем был создан акустический вариант, в отличие от обычной гитары, где все было наоборот — сначала возникновение акустической гитары, а затем преобразование её в электрогитару. Информация с сайта: http://ru.wikipedia.org/wiki....0%D0%B0
|
|
| |
formeleins | Дата: Суббота, 29.11.2008, 20:14 | Сообщение # 4 |
Модератор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 4100
Статус: Offline
| Безладовая бас-гитара Гриф безладовой бас-гитарыБезладовые басы обладают особенным звуком, потому что из-за отсутствия ладов струну приходится прижимать прямо к дереву накладки. Струна, касаясь грифа, издает дребезжащий звук «муа», напоминая звучание контрабаса. Безладовый бас позволяет басисту использовать такие музыкальные приемы, как глиссандо, вибрато, а также игру с четверть-тональными интервалами. Некоторые бас-гитаристы используют на своих выступлениях как ладовый так и безладовый басы в соответствие с композициями, которые они исполняют. Несмотря на то, что безладовый бас часто используется в джазе и его разновидностях, на нем также играют и музыканты других направлений, например, басист металлист Стив ДиДжорджио. Первый безладовый бас был сделан в 1961 году Биллом Ваймэном, который удалил с дешевого ладового баса лады. Впервые безладовый бас был поставлен на производство в 1966 году, и это был Ampeg AUB-1. А Фендер начал производство безладовых басов только в 1970 году. В начале 1970х, бас гитарист Джако Пасториус создал собственный безладовый бас, удалив лады у Фендера джаз баса, заполнив щели замазкой из дерева и покрыв гриф эпоксидной смолой. Струны с плоской обмоткой(которые используются для контрабасов) иногда используются для безладового баса, так как струны с плоской обмоткой меньше портят накладку грифа. У некоторых бас гитар накладка покрыта эпоксидной смолой, что делает накладку более долговечной, увеличивает сустейн и дает более яркое звучание. У некоторых безладовых басов есть линии-ориентиры, отмечающие лады, в то время как у других есть только отметки сбоку грифа. Хотя в основном басы четырёхструнные, также бывают пяти и шестиструнные басы. Безладовые басы с более чем шестью струнами тоже существуют, но обычно они делаются на заказ. Информация с сайта: http://ru.wikipedia.org/wiki....0%D0%B0
|
|
| |
formeleins | Дата: Суббота, 29.11.2008, 20:14 | Сообщение # 5 |
Модератор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 4100
Статус: Offline
| Техники игры на бас-гитаре Пиццикато — самая распространенная техника. Заключается в том, что большой палец кладется на звукосниматель или струну, а указательным и средним пальцами извлекаются звуки. Некоторые виртуозные музыканты используют, помимо указательного и среднего, еще безымянный и даже мизинец. Игра медиатором — довольно популярная техника, при которой на басу играют так же, как и на обычной гитаре. Рэкинг — игра одним пальцем. Применяется в некоторых переходах, в которых использование двух и более пальцев отвлекает внимание басиста. Хаммер-он — техника, при которой звук возникает от резкого и сильного прижимания струны к грифу левой рукой. Пулл-офф — техника, при которой звук возникает от резкого "дергания" струны левой рукой. Получается как бы "съезжание" с зажатого лада. Слайд — техника, также используемая на других гитарах. После извлечения звука правой рукой, левая рука скользит по грифу вверх и вниз, но не отпускает струну. Слэп — техника, при которой звук извлекается с помощью двух приёмов: быстрого удара по струне, называемого слэп (slap) и подцепа струны снизу в направлении от корпуса инструмента, называемого поп(pop). Обычно эти два приёма чередуются при игре линии, но есть музыканты тяготеющие к какому-то одному приёму. Получаемое звучание довольно резкое, звенящее, хорошо артикулированое. Данная техника характерна для музыкального стиля фанк, но также используется и во множестве других стилей, в основном в качестве акцента в партии, но иногда и в чистом виде. Как пример музыканта, исполняющего партии слэпом можно назвать американского бас-гитариста Майкла Бальзари, известного как Фли из Рэд Хот Чили Пепперс (Michael Balzary aka Flea from Red Hot Chili Peppers). Тэппинг — особая техника, заключающаяся в прижимании струн к грифу пальцами. При этом щипок не производится, а звук происходит от ударов струн о лады. Играть тэппингом можно как одной рукой, так и двумя. В случае игры одной рукой техника аналогична хаммеру. При игре двуручным тэппингом звук извлекается также и другой рукой, при этом манера извлечения тоже аналогична хаммеру, но постановка руки, разумеется, иная. Информация с сайта: http://ru.wikipedia.org/wiki....0%D0%B0
|
|
| |
formeleins | Дата: Суббота, 29.11.2008, 20:14 | Сообщение # 6 |
Модератор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 4100
Статус: Offline
| Варианты настройки бас-гитары Разные стили музыки требуют разный диапазон звучания, поэтому музыканты по-разному настраивают свои гитары. «Эталонным» строем является ми-строй E A D G (ми-ля-ре-соль). Строи записываются от самой низкой по звучанию (четвертой) струны до самой высокой (первой). Другие строи: D# G# C# F# (ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез) — все струны опускаются на полтона. D G C F (ре-соль-до-фа) — все струны опускаются на тон. C# F# B E (до-фа-си-ми) — все струны опускаются на полтора тона. C F A# D# (до-фа-ля-диез-ре-диез) — все струны опускаются на два тона. Ниже, как правило, струны не опускают, потому что они болтаются и мешают при игре. Также существуют так называемые Dropped-строи: D A D G (ре-ля-ре-соль) — четвертая струна опускается на один тон, остальные настроены по эталону. C G C F (до-соль-до-фа) — все струны опускаются на один тон, а четвертая на два. В панк-музыке строй не опускают, а наоборот поднимают, но не всегда. F A# D# G# (фа-ля-диез-ре-диез-соль-диез) — все струны поднимаются на полтона. F# B E A (фа-диез-си-ми-ля) — все струны поднимаются на один тон. Строй пятиструнной бас-гитары H E A D G (си-ми-ля-ре-соль) — эталонный строй. На си настраивается пятая струна. E A D G C (ми-ля-ре-соль-до) — альтернативная настройка для пятиструнной бас-гитары с добавлением не более низкой, а более высокой струны "до" из шестиструнного комплекта. Расширяет возможности для солирования в верхнем регистре, без ущерба для нижнего диапазона и неудобства, вызванного необходимостью глушить большое количество струн. A# D# G# C# F# (ля-диез-ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез) — все струны опускаются на полтона. Строй шестиструнной бас-гитары B E A D G C (си-ми-ля-ре-соль-до) — эталонный строй. Обратите внимание, что добавленная первая струна настраивается на до, а не на си, как вторая струна на акустической и электрогитаре. Другие модификации бас-гитар семиструнная бас гитара B E A D G C F (си-ми-ля-ре-соль-до-фа) - впервые появилась в 1987 году. восьмиструнная, десяти- и двеннадцатиструнная бас-гитары - каждая из струн обычной четырёх или пятиструнной бас-гитары получает пару, настраиваемую на октаву выше (аналогично двенадцатиструнной акустической гитере), что создаёт особый акустический эффект. На двенадцатиструнной бас-гитаре струны идут даже не парами, а по три. Добавочная пара настраивается при этом вероятнее всего в унисон. кроме этого были отдельно выпущены варианты, обединяющие в себе 4 бас-гитарных и 6 гитарных струн на одном грифе и 11-ти и 12-тиструнные бас-гитары, покрывающие диапазон рояля. Бас-гитара пикколо - как правило, шестиструнная бас-гитара, настроенная на октаву выше. Это может быть достигнуто за счёт более короткой мензуры или за счёт более тонких струн. Существуют наборы для пикколо, которые можно установить на обычный бас. В оличае от электрогитары бас пикколо не утрачивает того мясистого звука, присущего бас-гитаре, равно как и квартового строя. Один из ярких образцов такой бас-гитары можно услышать на альбоме Джона Патитуччи "One More Angel". кроме этого существует ещё одна разновидность бас-гитары, специально приспособленная для техники "теппинг", называемая стик. На ней установлены как бы два комплекта струн, самая низкая по середине и более тонкие по убыванию от середины к краям. Играют на нём, ударяя по струнам пальцем в области грифа, а не щипком, обоими руками одновременно. Это позволяет исполнять две мелодические линии одновременно, комбинируя их ритмически. Это звучит очень необычно. Один из самых ярких исполнителей на этом инструменте - Тони Левин (King Crimson) Другие варианты строя В 2002 году шведская группа Meshuggah начала использовать ещё более пониженный строй (F#) и 8-струнные гитары фирмы Ibanez. Поэтому появилась необходимость создания более пониженного строя для бас-гитары. Фредрик Тордендаль, гитарист группы, который записывал партии баса на альбоме Nothing (2002), настраивал бас на октаву ниже своей гитары. Позже, на альбомах Catch 33 (2005) и obZen (2008) строй был опущен ещё на целый тон. 8-я струна гитары у гитаристов группы звучит как 4-я струна у стандартно настроенного баса. Соответственно, бас звучит ещё на октаву ниже. Фирмой Warwick разработана модель 4хструнной бас-гитары "Vampyre Dark Lord", которая выпускается серийно, предназначенная для игры в пониженном строе F#. Модель имеет увеличеную мензуру (35 дюймов), улучшенные активные звукосниматели MEC J/TJ, активный трёхполосный эквалайзер, дека и гриф инструмента сделаны из специальных пород дерева: дека из ованкола с топом из французского ясеня, гриф из ованкола с накладкой из венге, которые придают инструменту мощнейшее звучание в сверхнизком регистре. Для этой модели используются специальные струны из нержавеющей стали Warwick Black Label strings "Dark Lord" (40250DL): .085" (A), .105" (E), .135" (B), .175" (F#). Информация с сайта: http://ru.wikipedia.org/wiki....0%D0%B0
|
|
| |
| |